Дети, являясь самой незащищённой, уязвимой социальной группой, часто становятся жертвами физического, сексуального, психологического и эмоционального насилия.
Причины насилия над детьми в семье:
- Социологическая модель рассматривает влияние социокультурных факторов на риск возникновения насилия над детьми. Сюда относят стереотип семейных отношений, усвоенный ещё в детстве и принятых в данной социальной группе, а так же жилищные и материальные условия семьи.
- С психиатрической, медицинской точки зрения жестокое обращение и пренебрежение ребёнком – следствие патологических изменений в психике родителей, деградации, алкоголизации.
- Психологический подход 1 – объясняет проявления насилия личным жизненным опытом родителей, их «травмированным» детством; 2 – ребёнок сам «участвует» в создании предпосылок для жестокого обращения, что автоматически выливается в концепцию: плохое обращение как конечный результат деструктивных детско-родительских отношений.
Алкоголизм родителей (родителя)– является фактором риска насилия в семье, обусловленный личностью родителя или родителей (агрессивность, гиперсексуальность, раздражительность, нарушения координации, ослабленный контроль над своим поведением, снижение критичности и др.)
Другие факторы риска будут сопровождающими или вытекающими. По мере увеличения «стажа» алкоголической семьи, факторы риска насилия над детьми в семье увеличиваются.
Классификация насилия над детьми
- Физическое– это любое неслучайное нанесение повреждения ребёнку в возрасте до 18 лет. Выражается в форме ударов по лицу, тряски, толчков, затрещин, удушения, пинков, заключения в запертом помещении, избиении, причинения увечий тяжёлыми предметами и ножом. Физическое насилие включает также вовлечение ребёнка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ, а так же попытки утопления.
- Сексуальное – использование ребёнка взрослыми или другим ребёнком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Включает в себя любые половые сношения, телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся демонстрация видео и фото эротического характера, вовлечение ребёнка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребёнком половых органов и ягодиц, подглядывание во время раздевания, отправления естественных нужд.
- Пренебрежение интересами и нуждами ребёнка– отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребёнка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей, оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям.
- Психологическое – постоянное или периодическое словесное оскорбление ребёнка, угрозы со стороны родителей, унижение человеческого достоинства, обвинение в том, в чём он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребёнку. Постоянная ложь, обман (в результате чего теряется доверие к взрослым), предъявление требований, не соответствующих возрасту.
- В отдельную форму выделяется эмоциональное насилие. В основе любой форме насилия, в том числе и сексуального, лежит насилие эмоциональное, депривация, отвержение, игнорирование.
Сигналы нарастающего напряжения, предшествующие насилию
1.Ситуативные сигналы
- ситуации, когда один или оба родителя пьют;
- темы разговора: например - родственники, секс, деньги или дети;
- дни накануне визита родственников;
- выходные и праздничные дни;
- когда подходит срок оплаты счетов;
- местонахождение: например, в спальне, на кухне, в ванной.
2.Эмоциональные сигналы
Родитель, совершающий насилие, чувствует:
- страх быть покинутым;
- ревность;
- стыд;
- неверие в свои силы;
- страх потери контроля.
Ребенок, подвергающийся насилию, чувствует:
- страх;
- тревогу;
- потерю контроля.
3. Физические сигналы
Родитель, совершающий насилие:
- сжатые кулаки;
- прищуренные глаза;
- изменение тона голоса;
- напряженные плечи;
- обостренная реакция на звук;
- физическое ощущение роста;
Ребёнок, подвергающийся насилию:
- наблюдает появление физических сигналов у партнера: сжатые кулаки, измененная поза, изменение взгляда, голоса и др.
- отмечает собственные физические сигналы: неприятные ощущения в желудке, учащенное сердцебиение, перемену позы, напряжение во всем теле и др.
Психические особенности детей, пострадавшие от насилия.
Дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного обращения, пережили психическую травму, оставляющую отпечаток в виде личностных, эмоциональных и поведенческих особенностей, отрицательно влияющих на их дальнейшую жизнь. Каждый ребёнок от социума получает посыл, самый идеальный это «Я хороший – Все хорошие», у ребёнка переживающий насилие он амбивалентен: «Я не только плохой, я хуже всех – Все хорошие» и «Я плохой – Все плохие»
- Низкая самооценка, способствующая сохранению и закреплению психологических нарушений. Поведение компенсаторное: нытьё, самохвальство, раздача своих денег, конфет, игрушек (подкуп), использование различных способов привлечения внимания (шутовство, поддразнивание, воровство, драки. Возможно другое проявление: излишняя самокритика, извинения по всякому поводу, пугливость, неспособность принимать решения.
- Переживание потери (потере положительного образа родителей, применявших насилие)
- Страх быть покинутым (дети, отделённые от одного из родителей, могут испытывать глубокий страх, что второй родитель может их покинуть, поэтому часто ребёнок отказывается расставаться со вторым родителем, даже если он насильник)
- Потребность в чрезмерном внимании взрослых
- Боязнь телесных повреждений (ребёнок беспокоится о том, что родитель, применяющий насилие, откажется от него, либо причинит ему вред, либо будет вымещать на нём зло в различных ситуациях.
- Стыд
- Беспокойство о будущем
- Аутоагрессия
- Плохой самоконтроль, агрессивное поведение. С помощью агрессии защищает себя от волнения, чувства тревоги и беспомощности
Мария Следенко