Символдрама Мотив «Цветок» и пример разбора одного из образов

Мотив «Цветок» предлагается представить пациенту, как правило, после сбора глубинно-психологического анамнеза в конце первого или второго сеанса. Мотив дожжен показать, способен ли пациент образовывать полноценные кататимные образы. Удивительно, но почти все пациенты (даже с относительно тяжёлыми нарушениями) легко справляются с этим образом (мотивом) и представляют себе цветок.

5 целей мотива «Цветок»

  • Тест: может ли человек работать с образами.
  • Учебная цель: показать пациенту, что от него требуется, научить работать с образами; как показывает практика, от занятия к занятию образы становятся всё более яркими и глубокими.
  • Диагностическая цель: на основании представленного образа психолог получает первую диагностическую информацию, позволяющую выдвинуть диагностические гипотезы.
  • Благодаря представлению образа, пациент получает ресурсную подпитку, удовлетворяются архаические потребности.
  • В некоторых случаях в образе возможна психоэмоциональная коррекция: если цветок увядает, его можно присыпать землёй; если поникла головка, над ней можно подержать руки.

В целом образ даётся при помощи инструкции: «Представьте себе какой-нибудь цветок… Любой цветок, который Вы когда-нибудь видели или который рисует выше воображение… Или любой другой образ… Всё, что Вы представите – это хорошо. Мы можем работать с любым образом… Если Вам что-то представится, то расскажите, что Вам представляется…»

Из наиболее часто представляемых цветов можно упомянуть розу, гвоздику, тюльпан, ромашку, мак, ландыш, хризантему, подсолнух.

У данного мотива есть одно противопоказаниедепрессия. Но есть аналог данному мотиву, это «Цветок, растущий на встречу солнцу».

Пример (все примеры с разрешения пациентов)

Символдрама предполагает: представление образа на сеансе у психолога, и заданиенарисовать рисунокданном случаецветок) и написать (законспектировать, в виде дневниковой записи и пр.) ход данного образа в свободной форме.

Пациентка 30 лет. Замужем. Образование среднее специальное гуманитарное. Работает. Детей нет. Обратилась с проблемой «пустоты в жизни». Мотив был представлен на первом сеансе. Пациентка представила розу.

Образ записан на альбомном листке простым  карандашом от руки: «Я представила розу, зависшую в пространстве. С тугим, толстым, тёмно-зелёным стеблем с частыми и густыми колючками, с одним тёмно-зелёным листком. Когда трогала этот стебель, то чувствовала силу, мощь, свежесть и защищённость, а колючки не такие уж и колючие, просто очень густые. У цветка не было корней, он из цветочного магазина . Сам цветок был не очень большим, как будто не совсем распустившимся очень плотным бутоном, тёмно-красного цвета. На ощупь лепестки атласные, чуть влажные. Когда дотронулась до густоты середины цветка было чувство, что узнала тайну цветка – его происхождение (он из огромного розария), возраст (около 30 лет), желания. А желание такое, чтобы его поставили в чистую, свежую воду в шикарном, старом хрустальном графине. Я сделала, что хотелапоставила в этот хрустальный графин, и он чуть распустился и стал более бордовым и выросли новые свежие зелёные, нежные листья.  Я почему-то почувствовала радость. На прощание с образом я его поцеловала в самую серединку»

Рисунок:

Символическое значение данной розы – символ эротизма.

Символическое значение отдельных частей данного цветка:

ГОЛОВКА ЦВЕТКА – в данном случае чувственность.

ЛИСТЬЯ – витальность, жизненная сила, где к окончанию образа отмечена её увеличение.

СТЕБЕЛЬ – фаллический символ; стержень личности, ось, опора; отражение преобладание архетипа АНИМУСА (прямой и твёрдый стебель).

КОЛЮЧКИ НА СТЕБЛЕ – опасности, которые сопровождают страсть; ИЗБЫТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО – утрирование опасности.

С данной пациенткой ведётся работа в режиме символдрамы по проблеме развития женственности (анимы), как одним из компонентов заполнения «пустоты в жизни».

Мария Следенко

IT news