Поговорим о родителях, как о людях, с которыми случилось родительство. То есть о том, что происходит с родителями в связи с этой их ролью.
А происходит много чего. Например, появление детей активизирует их собственный детский опыт, который например может заставлять вести себя так, как если бы любовь ребенка нужно было заслуживать (как родительскую) и угождать ему. Детский опыт влияет в целом на все стороны отношений.
Например, одним из самых важных родительских дел является выдерживание чувств ребенка. Контейнирование, если говорить профессиональным языком. Ребенок злится, плачет, очень радуется, он испытывает всю свою гамму чувств, ее границы и возможности, а родитель тут же, рядом, оказывается адресатом всего этого накала. Вместительность контейнера и способность родителя к выдерживанию будет зависеть от его, родителя, детского опыта (или от опыта, который он приобрел в психотерапии). Важным будет то, насколько родители родителя могли принимать и выдерживать его переживания.
Родители часто сталкиваются с ситуацией беспомощности (ребенок совсем раскапризничался и совсем непонятно как его успокоить и что делать), это очень трудно переносимое переживание. Важно научиться не идти до конца, не держать марку, а признать свою беспомощность. Это очень взрослая позиция. В данной ситуации важно то, что родитель остается в контакте с собой, что экологично для него и демонстрирует ребенку вариант зрелого поведения.
Когда вы позволяете себе быть не супер-мамой или супер-папой и можете взять паузу, сказать о том, что вы устали или злитесь или что-то еще, вы не только заботитесь о себе, но и проявляете свою взрослую позицию, которую сможет усвоить ваш ребенок. В ситуации, когда он окажется без сил, он сможет вместо истерики или посылания всего к чертям, или инфаркта, сказать «Стоп. Я устал» или « Я это сделать не могу», «Мне страшно» и не пойти туда, где может быть опасно или поберечь свои силы и т.д. И, что очень важно, при этом он сможет быть свободен от чувства стыда за свои естественные слабости, он сможет, сохраняя отношения, сказать «нет».
Автор статьи Анна Смородинова. Психолог психоаналитического направления, группаналитик