По ходу повседневной жизни внутри остается много разных впечатлений, ассоциаций, мыслей, которые так и остаются не сформулированными и в этой статье, мне бы хотелось позволить себе свободу,
и без претензии на правоту и научную достоверность развить накопившиеся впечатления в текст.
Моя фантазия, а точнее ассоциация будет на тему сходства составляющих школьной жизни и устройства психики. В каждой среднеобразовательной, обычной школе, как правило, участвуют 3 основные стороны, которым я попробую приписать следующий роли: Ид – это ученики, родители, которые, по-моему, могут выполнять роль Эго и собственно школа, ей достанется роль Супер-Эго. Как ни крути, конфликт неизбежен.
Давайте посмотрим на них по-отдельности, Ид – это бессознательная структура, она является источником благ и напастей, желаний и потребностей, чувств, инстинктов, влечений и фантазий. Ид много чего хочет и постоянно стремиться к удовлетворению этих желаний без оглядки на что либо. Дети, их поведение в школе, как нельзя лучше олицетворяют эту большую и важную часть психики, источник и двигатель всего, что происходит.
Эго – структура, которая находится как бы между Ид и Супер-Эго. Это частично осознаваемая часть психики. Та, которая способна контактировать с внешней реальностью, та, которую мы ощущаем как «Я». Эго постоянно ищет пути взаимодействия Ид и Супер-Эго, пути реализации «хочу», не противоречащие «надо». Лучше всего под это описание подходят родители, чьи дети учатся в школе, кого вызывают к директору. Они находят общий язык, как с детьми, так и со школой.
И, наконец, Супер-Эго - это система запретов и разрешений, совесть, долженствования, моральные и нравственные ценности. Это часть психики, ориентированная на общественные, культурные ценности, необходимые для лучшей адаптации в той среде, в которой живет человек. Иногда эта структура бывает очень жесткой и тогда человек буквально и шагу ступить не может, не почувствовав стыда, вины и недовольства собой, иногда более мягкой, более адаптивной, но всегда Супер-Эго хочет ограничить и сдержать импульсы Ид. В школах бытует такая шутка «Хорошо работать в школе, а если бы еще и детей не было, так и вовсе замечательно!». Какая-то часть этой структуры осознается нами, какая-то остается неосознаваемой.
Как это выглядит в обычной жизни. Каждое утро, обычные дети обычно хотят спать и не ходить ни в какую школу (бывает всякое, но все же), школа хочет, чтобы учебный процесс шел своим чередом и все было по плану (в том числе хочет, чтобы ученики стали образованными людьми, полноценными членами общества). Чего же хотят родители? И того и другого. Конечно, им хочется посочувствовать сонному чаду, они и сами, наверное, спать хотят. Также они хотят, чтобы ребенок учился и развивался и соответствовал требованиям школы и общества. Посещаемость уроков, особенно первых, особенно в субботу, таким образом, обеспечивают родители, Эго которых уже настолько сильно, что они могут выполнять его функции для своих детей. Проснувшись в школе, дети начинают свою бурную деятельность, обеспечивая работу учителям, разнообразные задачи для школьной администрации и вообще, насыщенную жизнь всем участникам. Дети хотят бегать, общаться, кричать, петь, драться, соревноваться в том, кто круче: спрыгнет с подоконника, проскользит по полу, добежит, убежит, скажет и т.д. Учеба параллельна этому процессу и в чем-то совпадает с потребностями и желаниями детей. Но это происходит не равномерно. Школа по прежнему хочет продолжения учебного процесса, адаптации детей к
жизни и низкого уровня травматизации детей об пол, стены, друг друга. Для этого Школа объединяется в коллектив и применяет разнообразные меры поощрения и наказания, как и полагается Супер-Эго. Если вызвать ребенка в кабинет директора в одиночестве, скорее всего ему будет страшно или он будет сопротивляться, в общем, конструктивный диалог вряд ли получится, поэтому в особо важных случаях в кабинет также призывают родителей, единственную структуру, способную внять требованиям и сохранить понимание к желаниям детей. Таким примерно образом эта трехчастная система, этот огромный целый мир, живет и развивается изо дня в день. Дети постоянно хотят и требуют, школа принимает меры, родители поддерживают то одну, то другую сторону, или и ту и другую. Но это схема, в жизни все гораздо замысловатей и переплетенней. Иногда родители вдруг теряют свою зрелость и занимают такую же детскую позицию, как и их дети, атакуя школу не всегда адекватными требованиями или претензиями, иногда школа может выступить примирителем между родителем и ребенком, между ребенком и кем-то из внешней (относительно школы) реальности. Важно понимать, что когда Эго встает на сторону Супер-Эго и игнорирует Ид, жизнь человека может превратиться в серую череду долженствований, а учебный процесс в изматывающий и не эффективный. Если занимает сторону Ид, то все также пойдет наперекосяк, ребенок может не получить необходимого для дальнейшей взрослой жизни урока адаптации к внешним условиям, к жизни в обществе. Это может запутать детей, помешать их личностному развитию. И так далее. Вариантов масса. Но совершенно точно всегда остается важен баланс. Каждый раз он находится ровно настолько, насколько зрелы психические структуры конкретных людей.
Анна Смородинова, психолог-консультант, детский психолог