Моральная история, которая хвалит честность героя, более эффективна в том, чтобы помогать маленьким детям говорить правду, чем истории, которые подчеркивают отрицательные последствия обмана.
Исследованиебылиопубликованов journal of the Association for Psychological Science.
Результаты предполагают, что истории, такие как “Пиноккио”, могут быть неэффективными назидательными историями.
Истории долго использовались, чтобы привить моральные и культурные ценности у маленьких детей, но существует мало исследований, показывающих эффективность таких историй.
“Мы не должны принимать как очевидное, что классические моральные истории будут автоматически способствовать хорошему поведению” - говорит ведущий автор Канг Ли из Института исследований детства доктора Эрика Джекмана в университете Торонто.
“Как родители маленьких детей, мы хотели знать, насколько эффективны истории в развитии честности” - добавляет соавтор исследования и исследователь Виктория Тэлвар из университета Макгилла.
Чтобы узнать, исследователи провели эксперимент с 268 детьми от 3 до 7 лет. Каждый ребенок играл в игру, в которой требовалось угадать игрушку по звуку. В середине игры, экспериментатор выходил из комнаты на минуту, чтобы взять книгу, наставляя ребенка, чтобы тот не смотрел на игрушку, которая осталась на столе. Для большинства детей, это искушение было слишком сильно, чтобы сопротивляться. Когда экспериментатор возвращался, он читал историю, или “Черепаха и Заяц”, или “Мальчик, который кричал «волки, волки»!”, или “Пиноккио”, или “Джордж Вашингтон и вишневое дерево”.
Позже, экспериментатор просил ребенка сказать правду о том, посмотрел ли он на игрушку.
Вопреки ожиданиям исследователей, “Пиноккио” и ““Мальчик, который кричал «волки, волки»!” — которые связывают обман с негативными последствиями, такими как общественное порицание и даже смерть — была не более эффективной при продвижении честного поведения, чем басня, не связанная с честностью вообще, в этом случае “Черепаха и Заяц”.
Только оригинальная история о молодом Джордже Вашингтоне, казалось, вдохновляла детей признаваться подсматривании. Дети, которые слышали рассказ, в котором будущего первого президента хвалят за признание проступка, в три раза более вероятно, будут говорить правду, чем дети, которые слышали другие истории.
Дополнительный эксперимент указал, что положительный центр истории Джорджа Вашингтона был ответственен за честное поведение детей. Когда исследователи изменили окончание так, чтобы оно приняло отрицательный оборот, дети, которые слышали эту историю, более вероятно, больше не будут признаваться, что посмотрели на игрушку.
Тэлвар считает, что оригинальная история о Джордже Вашингтоне эффективна потому, что она демонстрирует положительные последствия быть честным.
“Наше исследование показывает, что способствуют честности подчеркнутые положительные результаты, а не негативные последствия непорядочности. Это может относиться также и к другому моральному поведению." - заключает Ли.
Ли, Тэлвар и коллеги предостерегает, что необходимо большое исследование, чтобы определить, влияют ли моральные истории на долгосрочное поведение детей. Тэлвар сообщает об изменении в ее собственных методах воспитания: “Это действительно работает. Я использую это теперь с моим ребенком”.
Перевод и редакция Герасимова Наталья, источник www.psychologicalscience.org