Всем известно, что человек – сложносочиненная система, состоит он из того, что видно и того, что не видно, из того,
что можно пощупать и того, что не пощупать, но оно есть. Вот, например, темперамент. Дело вполне конкретное, вполне ощутимое внутри, видное снаружи. Чувства – явление крайне важное, именно они и являются содержанием нашей жизни, хотя их можно попробовать заменить чем-нибудь, если они недоступны. Так бывает, например, очень много работы, заменяет, уводит от чувств, позволяет их не переживать. Но это отдельная большая тема. Всем понятно, чувства это важно, но когда они наступают, это далеко не всегда приятно и не всегда понятно, что с ними делать. И это если вы взрослый, вы ими худо-бедно, но сможете управлять, особенно, если осознаете, а если вы ребенок, то все гораздо сложней. Чувства возникают и не поддаются ни пониманию, ни контролю, внутренняя жизнь происходит с ребенком также как с нами окружающая нас погода – происходит и все, не зависимо от наших мнений.
Детство, кроме всего прочего, дано для того, чтобы научиться всему тому, что понадобиться во взрослой жизни. В том числе и пониманию того, какой я есть и как мне взаимодействовать в этом мире. Ребенок обладает определенными врожденными свойствами и задатками. Какие-то из них видны сразу, какие-то просвечиваются и могут быть не заметными долгое время. Но главное – они требуют освоения. Помочь в этом могут близкие взрослые.
Когда ребенок приходит в школу, он оказывается в социальной среде, в которой его успешность во многом будет зависеть от того, насколько благополучно его положение в семье, от того какое представление о себе он вынес из семьи, от того, насколько он умеет владеет сам собой и как умеет адаптироваться к окружающей среде.
Школа не может заменить семью и воспитывать она может только как социальный институт. Родители не могут заменить школу и социум, но могут помочь своему ребенку подготовиться к школе и развиваться уже в процессе обучения в школе (или ее альтернативе).
Ребенка можно научить распознавать свои эмоции, его можно научить справляться со слишком сильными реакциями, главное, его стоит научить понимать какой он есть и, что то, какой он есть – это не плохо. То, что у холерика взрывные реакции вовсе не делает его плохим человеком, а вот самого ребенка, обладающего холерическим темпераментом, его же внутренняя буря может напугать до ужаса. Ребенок, который сначала настучал от обиды, кому-то по голове, а потом плачет от чувства стыда и вины, нуждается в помощи, но в школе его, скорее всего, накажут. Вызовут родителей. А вот у родителей есть выбор – подстраивать ребенка под школу или учить его быть собой, узнавать себя и научаться соблюдать правила. Школа кончится, а жизнь больше и сложней, чем школьные правила, за 10 лет и правда можно научиться жить в школе, а вот дальше как быть?
Приглашаю на консультацию по этому и другим вопросам!
Автор статьи Анна Смородинова, психолог I категории, группаналитик