Пояснительная записка.
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.
Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей 2-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.
Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений. В проект включены элементы психогимнастики, АРТ-терапии как необходимое условие по профилактике возможных стрессоров.
Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируют на ребёнка своё состояние.
Работа воспитателя и психолога заключается не только в помощи адаптации детям, но и в помощи родителям, оставить благоприятное отношение к детскому саду. Личность воспитателя должна обладать такими качествами как доброжелательность, отзывчивость, компромисс – как одно из условий решения конфликтов, обладать высокой рефлексивностью и эмпатией.
Цель: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.
Задачи:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения;
- работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада; формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями.
Участники проекта: Психолог, воспитатели, дети, родители.
Сроки проекта: 3 месяца. На сроки проекта влияют следующие факты – адатационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.
Ход работы с родителями:
- Анкетирование родителей на предмет ожиданий от детского сада и выявление особенностей ребенка
- Родительские собрания
- Организация родительских встреч по типу родительского клуба
- Мотивация на участие в мероприятиях запланированных в ДОУ
- Проявление обратной связи, для мотивации в дальнейшем участии в жизни группы.
Ход работы с детьми:
- Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно без назидательства вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня.
- Развитие культурно-гигиенических навыков.
- Снятие эмоционального напряжения в течении дня, работа по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности.
- Развитие эмоциональной сферы, коммуникабельности.
- Дидактические игры, которые не только развивают, но и позволяют оценить коммуникативные способности и уровни нервно-психического развития.
- Проведение диагностики нервно-психического развития и оценка адаптационного периода .
План работы с родителями.
месяц |
тема |
форма работы |
сентябрь октябрь |
Анкетирование родителей |
|
ноябрь |
Адаптация детей и родителям к условиям детского сада. Выбор родительского комитета. |
Родительское собрание совместно с писхологом |
ноябрь |
«День матери». Организация родительского клуба, где родители, как и дети, являются организованной группой с определенной организационной культурой. Вручение подарков мамам, созданные их детьми. Организация беседы с родителями в непринужденной, спокойной обстановке. |
Родительское собрание с участием детей и воспитателей. |
декабрь |
«С новым годом». Подведение итогов работы родительского комитета. Вручение подарков детям от воспитателей (игрушка «Зайчик на пальчик»). Вручение подарков родителям, созданные их детьми на творческих занятиях |
Родительское собрание с участием детей и воспитателей. |
январь |
Подведение итогов по адаптации детей и родителей. Сообщение на тему «стили семейного воспитания». |
Родительское собрание совместно с психологом. |
План работы с детьми.
Содержание |
Форма работы |
|
1. |
Знакомство детей с детским садом, друг с другом. |
Знакомство-беседа с родителями и ребенком, показать «самую лучшую» кабинку в раздевалке. Знакомство с группой, игрушками. Художественная литература: Чтение потешек. |
2. |
Развитие культурно-гигиенических навыков. |
Приучение детей к самообслуживанию: показывать, как одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок, мыть руки. Игры-занятия: «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться» |
3. |
Снятие эмоционального напряжения и тревожности в течении дня. Профилактика стресса. |
Достигается посредством пальчиковых игр и упражнений. Посредством театрализованных представлений русских народных сказок и потешек. В качестве дополнения для профилактики стресса вводятся специфические техники. |
4. |
Развитие эмоциональной сфры, коммуникативности. |
Игры «Утро у зайчиков». «Цветок посадили», вариация «Дерево посадили». Приготовление подарков для мам. Игры на групповое взаимодействие «Приглашение на чай», «Построим теремок». |
5. |
Дидактические игры |
«Разложи по цвету». «Чудесный мешочек». «Что изменилось» «Кто чем питается». |
Ожидаемый результат: адаптация детей и родителей к условиям детского сада, в случаи затяжного и болезненного периода адаптации назначается индивидуальная работа психолога с ребенком и его семьей.
Статью подготовила психолог психологического центра «Август» - Марина Следенко.