Семья даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя вести оценивая ситуации.
Внутрисемейная культура, индивидуальность каждой семьи вырабатывают у детей привычки поведения, понимание доброго, справедливого, достойного, допустимого. В семье ребёнок получает первые навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, усваивает нормы, соотносит своё «Я» с «Я» других людей.
О семейном воспитании можно говорить сколько угодно, «ходить по кругу» данной темы, но при этом воспитание детей всегда остаётся личным делом родителей.
Выдающийся представитель русской педагогики конца XIX –начала XX в. П.Ф.Лесгафт в работе «Семейное воспитание ребёнка и его значение» определил условия, при которых каждый ребёнок может стать «идеально нормальной личностью»:
- Атмосфера любви и взаимного уважения людей. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. При этом Лесгафт в книге предупреждал, что слепая неразумная материнская любовь, «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем или честолюбивым карьеристом. Говоря о современном социуме, можно сказать, что последнее обладает ценностью.
- Высоконравственный воспитатель – тот, кто учит ребёнка размышлять, быть правдивым, соблюдать единство слова и дела. Самое лучшее, если эту роль выполняет мать, но может быть и неродной воспитатель, на попечение которого должно быть не более 6-7 детей. Современные психологи установили, что именно с таким количеством детей воспитатель может одновременно поддерживать эмоциональный контакт.
- Регулярный, с радостью выполняемый общественно полезный труд в присутствии ребёнка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда, как помощник и, наконец, как самостоятельный исполнитель.
- Исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азартных игр. У ребёнка, привыкшего испытывать удовольствие от воздействия на его мозг «прибавочных раздражителей», не вырабатывается способность к целенаправленной деятельности. Это означает, что ещё одна творческая личность похоронена, не успев даже родиться. Данный список можно дополнить современными раздражителями: компьютерные игры, социальные интернет-сети.
- Гармоническое развитие всех способностей ребёнка. Слушание сказок, музыки, песен должно сменяться физическими упражнениями, играми, работой в саду, занятия сборными игрушками – чтением стихов, игра в шахматы – рисованием лепкой. Я бы ещё добавила приобщение к дикой природе. Ведь никто не знает, в какой области человеческой деятельности может проявиться талант, данной природой только этому ребёнку. Значит, он должен соприкасаться к максимуму занятий, чтобы со временем определить своё призвание. Родители, которые по своему произволу заранее программируют жизненный путь, оказывают ему тем самым «медвежью услугу».
- Принцип постепенности и последовательности. Воспитатель постоянно должен следить за тем, чтобы ребёнок брался только за те дела, которые в данное время для него посильны. Иначе у него появится лень, он потеряет интерес к занятиям. По мере роста и развития ребёнка, занятия должны становиться всё более трудными и сложными.
- Ограждение ребёнка от контактов с безнравственными людьми. Важнейшим методом овладения знаниями и опытом ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл – значит освоил. Примерно в 7 лет, ребёнок вырабатывает свои собственные «нравственные основания», может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.
Мария Следенко, психолог